Все начинается с подробного чертежа. По нему мы будем сверять свою куклу. Шарики для шарниров будем лепить точно такие, как на чертеже, длина рук, ног - все будет как на чертеже.
Заливаем клеем ПВА и замешиваем тесто. Бумага смята по волокнам - их надо раздербанить и размешать. Перемешать хорошенько. Клея много не лить - тесто должно быть достаточно плотным, не течь, держать форму.
Шаг второй - это сделать из фольги или пенопласта основу для будущей болванки. Сверяем с чертежом - я просто сделала трубку из толстой фольги и смяла ее в районе талии.
Из папье-маше я делаю и суставы, сверяясь с чертежом. Полученные шарниры я нанизываю на зубочистку и сушу. Они непременно усохнут, поэтому я их через пару дней долепливаю до нужного размера и снова нанизываю на зубочистку. Когда шарики достаточно просохнут, я натягиваю их на шпажку. Она толще зубочистки. и в шарике будет хорошее отверстие для резинок.
В первый день я делаю четыре вещи: туловище, голову, суставы и кисти со стопами.
Кисти и стопы я делаю при помощи вот такой тонкой проволоки, она продается в любом магазинчике для рукоделия.
И так все восемь пальцев. Пятый, большой, я леплю из папье-маше. Пальцы у кукол очень тонкие, и основа нужна для того, чтобы они не обломались. Даже если такой пальчик треснет, его легко будет починить шликером, он не отвалится и не потеряется.
Лепим лепешечкой ладонь, замуровывая в ней концы пальцев, большой палец - и ШАРИК ДЛЯ ШАРНИРА, СВЕРЯЯСЬ С ЧЕРТЕЖОМ! Я этот шарик дополнительно промазываю клеем ПВА и даже приклеиваю. И палец тоже.
Затем мы все это сушим как следует. Все то же самое, что с руками, мы пролелыаем с ногами: лепим пять пальчиков из проволоки, формируем стопу. Наверху стопы, сверяясь с чертежом, лепим шарик для шарнира.
Снова сверим шарик с чертежом. Даже если он окажется чуток больше - не беда. Потом, доводя его до идеальной гладкости я его обточу крупным наждаком, подгоню под чертеж.
это наши ноги. Пальцы - это торчащие проволочки. На концы пальцев я накрутила маленькие шарики. Так шликер будет лучше целяться, и пальцы получатся ровнее, и проволока торчать не станет.
Вот такой набор у нас получается к концу первого дня. Хорошо видны проклеенные ПВА большие пальцы рук, пальцы ног без шариков на концах и туловище без особого рельефа. Теперь, когда оно сухое, рельеф можно добавить, но увлекаться не стоит. Получатся очень толстые стенки, неудобные в обработке.
Итак, наше туловище высохло, и мы можем уделить внимание его отверстиям для рук-ног. Очень удобна тут фольга. Берем высохшие шарниры-шарики, оборачиваем из пищевой пленкой - это важно, - и ими продавливаем в фольге отверстиях на туловище ямки. Эти ямки мы запролняем тестом из папь-маше - формируем суставную ямку, где потом будет ходить шарнир. Если вдруг получилось, что вы оставили отверстие немного больше, чем сустав-шарик, не беда. Просто заклейте папье-маше все простарнство вокруг шарика. И - важно! - при этих работах нужно дать кукле "постоять" на этих шариках. Это нужно, чтобу убедиться, что кукла не будет хромая-косая. На этом этапе важно, чтобы шарики-суставы были одинаковые по размеру, и чтобы они были утоплены в туловище на одинаковую глубину.
С плечами все то же самое. Следим, чтобы шарниры утопали в туловище на одинаковую глубину, залепливаем тонким слоем, формируя плечевую впадину.
А это - уже тело с рельефом. Сверяю в очередной раз с чертежом. Туловище такого отчаянно-коричневого цвета, потому что я сушила его экстренно, в духовке. Есть у меня старая печка, на которой не фурычат комфорки. Вот, духовка сгодилась.
Когда все детали хорошенько просушены, начинаем их пилить, делая заготовки под шарниры. На фото видно, как я насквозь проткнула ступню шилом. Это вполне возможно, если все сделать аккуратно. Карандашом я разметила место распила. В этих распилах я расположу крючок-держатель. Сделаю я его из скрепки.
Распил я делаю обычным канцелярским ножом. Размечаю карандашом щель, окончания ее намечаю шилом, а затем вырезаю тонкий ломтик из ступни, как кусочек торта.
Голова, вид снизу. Вот совсем забыла!
В голову ОБЯЗАТЕЛЬНО крепится перекладина, от уха до уха. У меня это кусок шпажки. Я ее втыкаю в комок фольги, формируя в ней глазницы, на который потом налепляю папь-маше. Снизу в голове оставляется отверстие, через которое удаляется потом фольга. Я пользуюсь плотной, толстой фольгой "Фрекен Бок". Я не сминаю ее сильно, она итак хорошо держит форму. На перекладину я надеваю крючок, который и будет держать всю куклу.
То же, что с ногами, я проделываю и с руками. Протыкаю шилом, вырезаю кусочек "тортика" (вон, кстати, он лежит рядом с карандашом) и проклеиваю шарнир.
Я разрезала туловище на три части - по местам предполагаемых сгибов. То есть, у куклы будет вертеться торс, и в талии кукла будет подвижна. Срезы тщательно ошкуриваем, как бы закругляем внутрь. Лишние наплывы папье-маше внутри срезаем ножом, аккуратно, стружечка за стружечкой, выавнивая толщину стенок, и тоже зашкуриваем.
Это коленные суставы (вид сбоку). Их лепим на коктейльной трубочке - к ней папье-маше не прилипнет. Спереди коленные суставы - это простой продолговатый овал.
Это трусы, вид снизу. Отверстия для резинок я проколупываю все тем же шилом. Я вставляю сустав, через отверстие тыкаю шилом, и на месте прокола расширяю отверстие.
Это шея и отверстие в ней - для крючка, который будет держать резинку. Тоже без труда прокалывается шилом и обрабатывается, например, круглым надфилем.
Ну, пока, вроде, и все.
В следующей части будем лепить ноги-руки, долепим стенки шеи и торса изнутри по мере надобности и оформим шарниры на туловище, чтобы собрать его воедино.